Вы находитесь здесь: Главная > Всемирная история > В нем крестьяне

В нем крестьяне

В нем крестьяне по-своему истолковывали правительственный «плакат» от 6 ноября 1724 г. и обосновывали законность требования введения 40-копеечного денежного оброка, какой платили государственные крестьяне. «Ведение» интересно тем, что, выйдя из лагеря восставших, отражало их стремления и чаяния, а также ограниченность политического сознания крестьянства.

Вручение «Ведения» казначею означало объявление открытой войны монастырю. На борьбу поднялись все крестьяне независимо от имущественного положения. По свидетельству властей, крестьяне «от монастыря самоволством своим отказалис». Кондушская волость стала мятежным центром. Ее жители выступали наиболее активно. В их среде было написано «Ведение» — своего рода программа борьбы. Движение возглавил крестьянин деревни Парфиевской Кондушской волости Яков Степанов. Еще в 1723 г. он, будучи дьячком, когда монастырская братия выступила против архимандрита Кирилла, «соста<вливал и писал... многие монастырские дела того монастыря на господина архимандрита Кирилла». Чтобы избежать наказания, Яков Степанов бежал из монастыря и прятался в Кондушской волости. В сентябре 1724 г. был пойман, заключен под караул, но «разбив в ногах железа ..» и «в лесу, сняв с ног» опять бежал10. Снова был пойман, бит плетьми и вновь определен в монастырскую работу подъячим. Яков Степанов составлял и писал крестьянскую челобитную 1727 г. и по поручению «суема» вместе с другим крестьянином носил ее в Петербург в Сенат. Вернувшись из Петербурга, он стал наиболее видным руководителем движения, возглавил Мирской совет, который судил крестьян, державших сторону монастырской администрации. Неповиновение приняло такой размах, что на общих мирских сходах обсуждались важнейшие вопросы борьбы с монастырем: о посылке челобитных, выборе ходоков, сборе денег на мирские нужды; читались и обсуждались приказы архимандрита и императорские указы, указы из Синода и Новгородского архиерейского дома и т. д. На сходах были переизбраны старосты и десятские. Угодные монастырю старосты и десятские были смещены. Община в годы волнений стала оплотом крестьян, а мирские органы превратились в органы восставших. Монастырские власти развили активную деятельность, посылая в правительственные органы доношения с просьбами и требованиями усмирить «бунтовщиков», прислать солдат. Сформировавшееся в ходе волнений ядро «пущих зачинщиков» состояло за некоторым исключением из «прожиточных» крестьян, которые стремились направить движение в русло легальной борьбы. Не случайно за период волнений с 1727 по 1730 г. крепостные трижды посылали челобитные в правительственные органы. Отправив ходоков с жалобой, крестьяне ждали удовлетворения своих требований и это удерживало их от решительных действий. Уже с осени 1729 г. наблюдается некоторый спад активности, особенно среди зажиточных, хотя волнения в вотчине продолжались до конца 1730 г. Неустойчивость в рядах восставших была вызвана уступками, сделанными монастырем, когда требование уплаты крестьянами хлебного оброка за три года было ограничено оброком за один 1729 год.

Комментарии закрыты.